+7 (495) 748-05-32

info@iia-ru.ru

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ

Войти Регистрация

И.Юдина "Внутренний контроль: проблемы, критерии эффективности и значение в управлении компанией"

Раздел: Внутренний контроль

ИРИНА ЮДИНА, Старший специалист Отдела контроля ООО "Антанта-Капитал"
Статья опубликована в журнале "Рынок ценных бумаг" № 4, 2005 г.

Активное развитие рынка ценных бумаг, высокий уровень применяемых технологий, значительные изменения законодательства, регулирующего деятельность фондового рынка, а также предъявление высоких требований к правилам и стандартам работы участников неминуемо ведет к усилению надзора и контроля на рынке ценных бумаг.

В настоящее время большое значение придается развитию системы внутреннего контроля в рамках самой организации. Согласно действующему Положению о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, утвержденному Постановлением ФКЦБ России № 03-34/пс от 13 августа 2003 г., профессиональные участники обязаны организовать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру деятельности и объемам проводимых операций. Внутренний контроль призван предотвращать различного рода нарушения, потенциальные ошибки и возможные потери, обеспечивать законность, надежность и эффективность деятельности организации.

Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) на протяжении многих лет проводит контрольные проверки деятельности организаций - членов НАУФОР, а с недавнего времени и экспертные проверки профессиональной деятельности. В ходе таких проверок НАУФОР не только выявляет существующие ошибки и нарушения, но и оказывает помощь в их исправлении, в разработке необходимых внутренних документов и схем работы, осуществляет консультирование по вопросам профессиональной деятельности. Анализируя информацию о деятельности проверяемых организаций, материалы инспекционных проверок, можно сделать выводы о неблагоприятном состоянии системы внутреннего контроля во многих компаниях. Такая ситуация абсолютно недопустима, учитывая, что рынок ценных бумаг слишком масштабный и высокорискованный для финансовой безопасности страны. Только совместные усилия государства и профессиональных участников по организации эффективной системы внутреннего и внешнего контроля могут гарантировать его стабильность.

Необходимость внешнего контроля обусловлена наличием государственного надзора за деятельностью профессиональных участников, который предполагает формулирование и применение специальных правил и инструкций по осуществлению профессиональной деятельности, включая контроль за соблюдением этих правил. Функции внешнего контроля за деятельностью организаций - профессиональных участников, помимо государственных надзорных органов, осуществляют внешние независимые аудиторы и саморегулируемые организации. Важно отметить, что, как правило, внешний контроль осуществляется в форме последующего контроля, имеет эпизодический характер, ограничен в использовании внутренней информационной базы и проводится людьми, не связанными с объектом проверки. Поэтому надзорные органы придают особое значение необходимости использования организациями системы внутреннего контроля, которая соответствовала бы требованиям, предъявляемым законодателем. Задачи данной системы заключаются в оказании содействия и обеспечения упорядоченного и эффективного ведения бизнеса, предотвращении и выявлении мошенничества и ошибок, обеспечении достоверности и полноты учета операций, контроле за своевременной подготовкой и предоставлением отчетности.

Внутренний контроль организации должен рассматриваться как постоянно действующая система, включающая такие составляющие, как определение контролируемых параметров и объектов контроля, установление "критических" точек контроля, где риск возникновения ошибок, искажений и других нежелательных явлений особенно велик.

Основные цели внутреннего контроля за деятельностью профессионального участника на рынке ценных бумаг заключаются прежде всего в обеспечении повышения эффективности управления организацией и его структурными подразделениями, ограничении рисков профессиональной деятельности, соблюдении сотрудниками требований законодательства и нормативных правовых актов федерального органа власти по рынку ценных бумаг, стандартов и норм профессиональной этики, внутренних правил и процедур организации, определяющих его политику и регулирующих его деятельность.

Внутренний контроль должен реализовываться непрерывно в ходе процесса управления, причем не только специальными контрольными службами организации, но и всеми другими ее сотрудниками. Грамотно организованный контроль призван не только обнаруживать недостатки и нарушения, но и предупреждать их, а также способствовать их своевременному устранению.

К элементам системы внутреннего контроля относятся следующие ключевые аспекты деятельности профессионального участника:

    - Соблюдение условий поручений клиентов.

Данное понятие включает в себя обязанность брокера исполнять поручения клиентов в порядке их поступления с учетом содержащихся в них существенных условий, действуя добросовестно и исключительно в интересах клиентов, обеспечивать наилучшие условия исполнения поручений клиентов в соответствии с полученными от них указаниями. Сделки, осуществляемые по поручению клиентов, являются приоритетными, в отличие от дилерских операций самого брокера при совмещении им деятельности брокера и дилера. В случае если конфликт интересов брокера и его клиента, о котором последний не был уведомлен до получения брокером соответствующего поручения, привел к причинению клиенту убытков, брокер обязан возместить их в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

    - Соблюдение внутренних ограничений на проводимые операции.

Данное требование предписывает контролеру быть внимательным не только к соблюдению норм действующего законодательства, но и к внутренним ограничениям, установленным организацией (например, контроль за соблюдением лимитов на проведение сделок и операций для конкретных клиентов, запрет на совершение сделок и операций, не предусмотренных собственными положениями и инструкциями).

    - Соблюдение расчетных нормативов и показателей, установленных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Закон требует от профессионального участника соблюдения установленных требований к минимальному размеру собственного капитала. Контролер, в свою очередь, следит за исполнением требований действующей методики расчета собственных средств, не допускает ошибок в расчетах. Также контролируется правильность расчета нормативов и показателей, применяемых при совершении маржинальных сделок.

    - Соблюдение мер, направленных на предотвращение неправомерного использования служебной информации при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Лица, располагающие служебной информацией, не имеют права использовать данную информацию для заключения сделок, а также передавать ее третьим лицам. Организация должна принимать все меры к исключению неправомерного использования служебной информации работниками организации и третьими лицами в собственных интересах в ущерб интересов клиентов и контрагентов, а также самой организации.

    - Соблюдение мер по предупреждению манипулирования ценами на рынке ценных бумаг профессиональным участником и его клиентами.

Данные требования обязывают контролера следить за недопущением возможного манипулирования ценами на рынке ценных бумаг и понуждения к покупке или продаже ценных бумаг путем предоставления умышленно искаженной информации о ценных бумагах, эмитентах, ценах, включая информацию, содержащуюся в рекламе.

    - Соблюдение мер по снижению рисков, связанных с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг.

В связи с увеличением объемов операций, появлением новых финансовых инструментов, расширением использования Интернет-трейдинга возрастает значимость защиты инвесторов и сохранения стабильности финансового состояния организации. Так, профессиональный участник доводит до сведения клиентов всю необходимую информацию, включая сведения о существующих рисках, разрабатывает и реализует положение, определяющее единые принципы организации системы мер по снижению рисков, возникающих при совмещении различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Контролер задействует системы выявления и точного измерения всех крупных рисков, устанавливает эффективный мониторинг и контроль за ними, своевременно информирует руководство организации обо всех выявленных рисках, свойственных профессиональной деятельности организации, работает над предупреждением и локализацией рисков.

    - Соблюдение мер, направленных на предотвращение конфликта интересов при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а при наличии конфликта интересов - соблюдение приоритета интересов клиента.

В случае возникновения конфликта интересов, в том числе связанного с осуществлением брокером дилерской деятельности, организация обязана немедленно уведомить о нем клиентов и предпринять все необходимые меры для его разрешения в пользу клиента.

    - Правильность оформления первичных документов внутреннего учета, ведения учетных регистров, отражения операций с ценными бумагами в системе внутреннего учета профессионального участника.

Для профессионального участника установлена обязанность утвердить и соблюдать правила ведения внутреннего учета операций с ценными бумагами, в том числе ведения учетных регистров и составления внутренней отчетности. Постоянному контролю подлежит адекватность отражения операций в учете, должный уровень полноты и точности первичных документов, состав документов внутреннего учета.

    - Соответствие материалов профессионального участника, содержащих рекламу, требованиям законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального исполнительного органа власти по рынку ценных бумаг.

Любая информация рекламного характера профессионального участника должна содержать в себе сведения о видах осуществляемой на рынке ценных бумаг деятельности в соответствии с рекламным объявлением, номер лицензии, а также наименование органа, выдавшего эту лицензию.

    - Соответствие договоров, заключенных профессиональным участником, требованиям законодательства Российской Федерации.

- Необходимость соблюдения требований к составлению и оформлению договоров предполагает контроль за надлежащим указанием в договорах значимых условий и надзор за соблюдением договорной техники.

    - Соблюдение профессиональным участником порядка и сроков раскрытия информации, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Профессиональный участник обязан утвердить и соблюдать порядок предоставления информации и документов инвестору в связи с обращением ценных бумаг, в том числе способы и формы предоставления, размеры и порядок оплаты услуг по предоставлению. Уведомлять инвестора о его праве получать документы и информацию, указанную в ст. 6 федерального закона № 46-ФЗ от 5 марта 1999 г. "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".

    - Составление и представление отчетности профессионального участника в соответствии с требованиями законодательства.

Требование о предоставлении отчетов обязывает контролера проводить мониторинг надлежащего состояния отчетности, позволяющего получить полную информацию о деятельности организации и связанных с нею рисков, следить за тем, чтобы все данные, представленные в отчетности, были грамотно суммированы и обобщены, соблюдены установленные требования относительно порядка, объема и сроков раскрытия информации.

Приведенный перечень задач внутреннего контроля в целом раскрывает содержание работы и характер ответственности контролера в организации.

Следует отметить, что в последние годы законодательство о ценных бумагах, затрагивающее интересы его участников, активно развивается. Регламентируются новые аспекты деятельности, устанавливаются новые правила и нормы. Создание правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, установление обязанностей агента валютного контроля предъявляют к профессиональным участникам дополнительные требования в отношении соблюдения и исполнения соответствующих функций. Данный факт не может не сказаться на постоянных изменениях механизма ведения внутреннего контроля. Прежде всего это касается контролера, который осуществляет постоянный мониторинг, проводит правовую оценку нового законодательства и устанавливает, имеют ли его нормы отношение к деятельности организации.

Как показывает практика, большинство организаций - профессиональных участников не уделяет должного внимания вопросам создания эффективной системы внутреннего контроля. Формально существующие службы внутреннего контроля не обеспечивают выполнение возложенных на них функций. Следствием этого является тот факт, что подразделениями внутреннего контроля в течение года в организации выявляется в среднем лишь 1-2 случая нарушения требований законодательства, в то время как инспекционными проверками устанавливается значительно большее число подобных фактов.

Нередки случаи, когда службы внутреннего контроля информируют руководство организаций о возникновении дополнительных рисков в деятельности организации, о нарушениях установленных законодательных норм, однако руководители организаций не всегда принимают адекватные меры по устранению выявленных нарушений. Управленческая философия и стиль работы руководителей организации - отношение управляющих к профессиональным рискам, полноценное понимание ими роли внутреннего контроля в управлении организацией, конкретные действия в отношении построения системы внутреннего контроля и ее совершенствования - главные гаранты успешной деятельности коммерческой организации.

В условиях неудовлетворительной организации работы внутреннего контроля, при наличии серьезных недостатков и упущений в деятельности профессионального участника существует опасность применения уполномоченными государственными органами к компаниям не только предупредительных, но и принудительных мер воздействия в виде принятия решения о приостановлении действия или аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Среди нарушений внутреннего контроля, наиболее часто встречающихся при проведении инспекционных проверок профессиональной деятельности организаций, необходимо обратить внимание на следующие:

  • несоответствие сотрудников организаций, в том числе контролеров и руководителей, квалификационным требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
  • несоблюдение требований к статусу контролера, ограничений на внутреннее совместительство в рамках организации;
  • несвоевременное предоставление руководителю и ненадлежащее качество документального закрепления нарушений в отчетных документах контролера;
  • ненадлежащее исполнение контролером своих функций из-за отсутствия профессиональных навыков в области специализированных вопросов практической деятельности организации.

Наличие проблемных мест в системе внутреннего контроля, требующих должного внимания со стороны руководства организации, наблюдается по следующим аспектам деятельности:

  • несвоевременное принятие соответствующих решений и мер по устранению допущенных отклонений от требований законодательства, выявленных контролером;
  • незнание контролером норм действующего законодательства, объема своих полномочий и ответственности;
  • формальный подход к организации и проведению проверок отдельных объектов внутреннего контроля;
  • несогласованность, отсутствие оперативного взаимодействия между подразделениями организации;
  • низкий уровень разработанных и применяемых в организации внутренних документов, регулирующих профессиональную деятельность, договоров с клиентами на брокерское обслуживание и управление ценными бумагами.

В определенных случаях участники рынка сознательно идут на нарушение закона, например при осуществлении маржинального кредитования клиентов, пытаясь получить выгоду и прибыль любой ценой. Такой риск может иметь катастрофические последствия для бизнеса организации и интересов клиентов, обернуться крупным финансовым скандалом, подрывающим репутацию всего рынка.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что динамика развития организации, ее финансовая устойчивость, надежность и репутация напрямую зависят от эффективности и качества функционирования системы внутреннего учета.

К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время проблема создания эффективно функционирующего внутреннего контроля в организациях - профессиональных участниках, несмотря на всю ее актуальность, во многом остается не в полной мере осмысленной, как с правовой позиции, так и в плане ее практической реализации.